Схимонахиня Нина

Нина (Полунина)Схимонахиня Нина, в миру Елисавета Сергеевна Полунина, родилась 20 октября (ст. стиля) 1882 года в Полунинском хуторе, относящемся к приходу с. Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье купеческого сына Сергея Васильевича и его супруги Параскевы Александровны Полуниных. Таинство святаго крещения было совершено на следующий день в ближайшей к хутору Преображенской церкви с. Красный Холм Спасского уезда. Восприемниками младенца стали старший брат Иван и тетка Ирина Васильевна Полунины.

Семейство Полуниных до 1853 года были крепостными крестьянами помещиков Савиных и проживали в селе Песочня.  Дед Елисаветы, Василий Иванович, получил вольную задолго до общей отмены крепостного права и поселился в местечке «Погорь», где, еще будучи крепостным, он приобрел земельный участок в количестве 18 десятин , выкупив его у помещицы Кулебакиной.

В этой местности в изобилии росла  липа, с которой он драл лыко и плел лапти. А еще он делал из лыка мочало, для  вымачивания которого в низине ручья он соорудил несколько запруд. Готовое мочало прямиком отправлял на изготовление мешков.   До сих пор у потомков Полуниных сохраняется предание, что их прадед разбогател на лаптях.

В 1858 году Василий Иванович записывается в купцы. И дети его теперь становятся купеческими сыновьями.

 У старшего его сына, Сергия, и родилась будущая схимонахиня Нина. Она была в семье одиннадцатым и последним ребенком. Когда Елизавете было всего лишь полгода, в семье произошла трагедия, память о которой до сих пор хранится как в самом Красном Холме, так и в его окрестностях.

Однажды, когда отец семейства уехал по делам в с. Песочню, по непонятным причинам загорелся дом. Прасковья Александровна спасла всех детей. Быть может ей хотелось взять в доме что-то важное, и она снова вошла в пылающий дом. Выбраться из него она уже не смогла, так и сгорела вместе с домом.

В метрических книгах Благовещенской церкви с. Песочня записано, что случилось это 13 мая 1883 г.

Когда муж ее вернулся домой, то вместо дома застал одно пепелище. К тому же он узнал о гибели супруги. Горе сломило его. Он заболел чахоткой и умер в июле 1886 г.

Дети остались круглыми сиротами и были взяты на попечение своими родственниками Павлом и Василием Полуниными.

Время шло. Всех племянников и племянниц, в свое время, поженили и выдали замуж с приличным приданым (каждому давалось по тысячи рублей). Только младшая, Елизавета, видимо была не от мира сего.

С ранних лет она часто наведывалась в женскую богадельню, основанную ее дедом, Василием Ивановичем, в местечке Ольхи, это всего в четырех верстах от их имения.  

С какого времени Елизавета стала жить в богадельне, точно неизвестно, но в 13 летнем возрасте она уже упоминается в числе ее сестер. Здесь она несет, как и все новоначальные сестры, различные послушания. Но благодаря великолепному голосу основным ее послушанием становится клиросное пение.

Сестры здесь жили по монастырскому уставу. Поэтому в 1898 г. по ходатайству святителя Мелетия, епископа Рязанского и Зарайского, богадельня была обращена в женскую общину с наименованием Крестовоздвиженской Полунинской по фамилии ее основателя.

В 1900 году Елизавета Полунина была облечена в рясофор с оставлением прежнего имени. В клировых ведомостях за этот год в графе: какие проходит послушания каждая из сестер, у инокини Елизаветы указано, что она является регентом хора общины.

В 1917 году начальница общины монахиня Серафима (Блохина) подала прошение о преобразовании принадлежащего Полунинской общине Кунцевского подворья с храмом в честь преп. Серафима Саровского в самостоятельную общину. Указом Святейшего Синода от 28-29 сентября того же года подворье было обращено в женскую общину с наименованием Серафимовская, а монахиня Серафима стала ее начальницей.

В Крестовоздвиженскую же общину была назначена инокиня Елизавета Полунина, незадолго до этого постриженная в монашество с именем Нина, в честь святой просветительницы Грузии. Постриг совершил благочинный монастырей, настоятель Богословского монастыря архимандрит Тихон (Преображенский).

При настоятельстве матушки Нины в общине состоялся самый большой по численности постриг сестер. Четверо старейших рясофорных послушниц, были пострижены в мантию и 14 послушниц в рясофор. Среди последних была пострижена ныне прославленная в лике Новомучеников и исповедников Российских преподобноисповедница Анна (Столярова) Срезневская.

Но недолго пришлось управлять матушке Нине общиной. Скромная и тихая она не обладала административными способностями и поэтому уже в следующем 1918 году она подала прошение на имя архиепископа Рязанского и Зарайского Иоанна об увольнении от должности начальницы. Прошение ее было удовлетворено в октябре и она смиренно стала продолжать нести свое прежнее послушание регента.

В 1922 году Полунинская община была закрыта, а храм стал приходским для деревень находящихся в окрестностях. Матушка Нина поселилась вместе с инокиней Вассой Трушковой в селе Красный Холм на улице Миниха в доме отца Вассы.

В храме общины службы продолжались до 1930 года. На клиросе пели сестры, которые, как и мать Нина поселились недалеко. Регентом хора была мать Нина.

В 1931 году, в ночь на праздник Святой Троицы, были арестованы многие священнослужители и монашествующие Рязанской области. Не избежали этой участи и сестры Полунинской общины. Обвинение всем было предъявлено одно и то же «контрреволюционная деятельность к советской власти, пропаганда против колхозного строительства». После нескольких допросов, все были осуждены к высылке в Казахстан на три года.

Вернувшись из ссылки сестры вновь поселились в Красном Холме. Храм общины был обращен колхозом под склад зерна, поэтому стали ходить в Преображенскую церковь села, где пели на клиросе. Когда же в 1939 году был закрыт и этот храм, то местным священником, отцом Василием Несмеловым, богослужения стали совершаться у него на дому, где также пели сестры общины с матушкой Ниной во главе.

В 1935 году  была арестована подруга матушки Нины инокиня Васса Трушкова. В 1940 году арестовали и священника Василия Несмелова с  восемью монахинями, проживавшими на тот момент в Красном Холме. Всех сестер вместе с матушкой Ниной приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.

 Свой срок мать Нина отбывала в Медвежьегорске.

После отсидки домой она шла пешком. Как вспоминают старожилы, свидетели ее возвращения, добралась она вся изможденная, голодная и еле живая, — на нее невозможно было смотреть без слез. Опять поселилась она с инокиней Вассой в маленькой избушке на Минихе.

Первое время было очень трудно, так как крестьяне после войны сами жили впроголодь, да и боялись общаться с «врагами народа». Ходили просить милостыню по селениям и довольствоваться тем, что подадут. Часто выслушивали укоризны родных. Но все же большинство жалели и помогали. чем могли.

Оправившись, стали зарабатывать себе на жизнь тем, что стегали одеяла для местных жителей. В некоторых домах краснохолмцев до сих пор сохранились большие и детские одеяла, сделанные руками матушек Нины и Вассы.

В 1958 году мать Нина обратилась к архиепископу Николаю (Чуфаровскому) с просьбой о помощи. В своем прошении она писала, что уже стала стара, здоровье ее слабеет (сказывались годы, проведенные в лагерях) и ниоткуда нет помощи. Любвеобильный архипастырь, сам прошедший тюрьмы и лагеря, старался  по возможности помочь всем. Матушке Нине из средств Епархиального Управления по благословению Владыки стали посылать пособие: сначала по 50 рублей, а позже и по 80 рублей в месяц.

Последние годы своей жизни мать Нина почти ни куда, не выходила. Она вела полузатворнический образ жизни. Многие, зная ее, как истинную монахиню, приходили за советом и просьбой молитв. Так приснопамятная старица Срезневского храма и хранительница чудотворного образа «Споручница грешных» схимонахиня Мариамна (Сучкова), будучи родом из Красного Холма, в молодости часто бывала у матушки Нины и пользовалась ее духовными наставлениями.

Вспоминая мать Нину матушка Мариамна называла ее, не иначе как, Ангел, прибавляя при этом, что таких сейчас нет. Многие жители Красного Холма, вспоминая мать Нину рассказывают, что она была тихая, много не говорила, а при встрече всегда нежно и с любовью улыбалась. Заслуженный врач, заведующая Краснохолмской больницей, расположенной в одном из зданий Полунинской общины, Мария Павловна Горохова всякий раз при приеме матушки Нины в больнице, когда та по болезни приходила к ней, пыталась расспросить о ее жизни,- все знали, кто она была в прошлом. И всякий раз мать Нина тихо с улыбкой говорила: «Зачем. Ведь все уже в прошлом».

Неизвестно, когда мать Нина приняла великий ангельский образ — схиму. Это стало известно благодаря фотографии, хранившейся у схимонахини Мариамны, где на голове матушки Нины одета схимническая скуфья.

Скончалась схимонахиня Нина 10 апреля 1968 года на 86 году жизни. Отпевание было совершено настоятелем Воскресенского храма с. Сушки Спасского района игуменом Серафимом (Крупновым) и настоятелем Троицкого храма с. Троица того же района иеромонахом Дорофеем (Смирновым). По монашескому обычаю, к месту погребения гроб усопшей монахини должны были нести сами сестры. Но ко времени кончины матушки Нины большинство сестер были уже в ином мире, а те, кто еще был жив, физически слабы. Поэтому было решено нести гроб местным незамужним девицам. Погребли схимонахиню Нину на сельском кладбище села Красный Холм. В этой же могиле позже упокоилась и ее верная подруга инокиня Васса (Трушкова), скончавшаяся в 1970 году.

Как-то одной из прихожанок возрождающейся Полунинской общины, видя ее полную разруху, на вопрос: «Как же это все восстановить?» во сне был дан ответ: она увидела монахинь, окруженных дивным сиянием; они шли в сторону монастыря… и был голос: «Здесь жили много молитвенников и исповедников —  мы не оставим сего места».