ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА
Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.
В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне святитель Иоанн Златоуст. Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета.
Обряд воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху (см. роспись монастыря святого Креста близ Платанистасы на Кипре, 1494).
Крестовоздвиженская Полунинская община
Крестовоздвиженская Полунинская община находится в двух км. от с. Красный Холм. В отличие от монастырей и храмов, которые в большинстве своем строились на возвышенных местах, территория общины расположена в низинном месте, окруженном невысокими холмами. С восточной и южной сторон окружена лесом, с северной — искусственно созданным прудом, с западной — болотистой местностью. Окружающая общину растительность изобилует разнообразием древесных пород, преимущественно же ольхой, отчего и место это было прозвано «Ольхи». С весны до осени распускается множество цветов и трав даже редких, представленных всего лишь несколькими экземплярами. На территории же самой общины сохранились вековые липы, вязы, помнящие, как кажется, всю историю становления этой малоизвестной обители.
Благоухание цветов и трав, пение многочисленных птиц, прилетающих сюда для гнездования, гладь пруда делают этот уголок природы привлекательным, а уединенность от селений удобным для монашеского жительства. Это благодатное уединенное место и было предназначено Промыслом Божиим для … Орудием же Его послужил сапожковский купец Василий Иванович Полунин, по фамилии которого и сама обитель стала именоваться Полунинской.
Село Красный Холм
История села Красный Холм и Преображенской церкви
Предки нынешних краснохолмцев были переселены из села Гавриловское, которое находится неподалеку от города Спасска (в XVI веке село Спасское) и упоминается вместе с ним в числе вотчины Спасо-Зарецкого монастыря. Бондарное ремесло, подсобный промысел в земледельческих районах, к началу XIX столетия превратилось в основное занятие населения скудных на урожай мещерских земель. Но лесные массивы постепенно вырубались, а завозить лес издалека было дорого – ремесло стало невыгодным. Другим занятием стал найм на судовые работы. Но и это давало мало возможностей прокормить семью. Скудные земельные наделы крестьян составляли чуть более двух десятин на человека. Естественно, семьи в таком положении бедствовали. К тому же все время возникали споры из-за земли со спасскими купцами и мещанами, с которыми у гавриловцев было чересполосное (общее) владение. Границы горожанами все время нарушались «по неопределенности прав владения». Выход был один – переселение определенной части села на новые земли.
Род Полуниных
Все предки Василия Ивановича, как и он сам, происходили из крепостных крестьян села Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии. По самым ранним сохранившимся до наших дней ревизским сказкам видно, что с 1750 г. семейство Полуниных принадлежало помещикам Савиным. В начале 19 века у Александра Герасимовича Савина было 345 душ. После его смерти у него остались пятеро малолетних детей, которым и перешло все имение. По исполнении совершеннолетия все имение было поделено на пять равных частей, и семьи Полуниных были разделены на две части. Одна досталась Марии Александровне (в замужестве Мосолова), вторая же Александре Александровне (в замужестве Кулебакина). Василий Иванович с семейством принадлежали последней. Как известно, частые дробления имений дворян делало их мелкопоместными и в конце концов некоторые доходили до разорения. Некоторые крестьяне выкупались у своих господ и становились вольноотпущенными задолго до отмены крепостного права. Так и Василий Иванович с ближайшими родными выкупается и становится вольным. В отпускных актах от 17 января 1853 года есть запись о трех вольных, данных Полуниным: первая «Василий Иванов с женою Варварою Дмитриевной и детьми их, Сергеем, Павлом, Василием, дочерью Настасьей и теткою, девицею Степанидой (на самом деле дедова сестра — авт.); вторая, его матери Софье Семеновне с отчимом Денисом Егоровым и сыном матери от второго брака Никитою с семейством; третья, Фалалею Денисову (также сын от второго брака матери) с семейством.
Духовенство
Духовенство Крестовоздвиженской Полунинской монашеской общины.